Технология РКМЧП на уроках литературного чтения.

Применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения.

      В работе описывается применение технологии развития критического мышления на уроках литературного чтения. Приведены примеры использования приёмов «Концептуальная таблица», «Ромашка Блума».

Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовно, учит размышлять над жизненными ситуациями, над взаимоотношениями, соотносить характеры и поступки героев произведений со своими поступками.

Уметь активно действовать в соответствии с полученной информацией и соотнести её с полученными знаниями, способность к внутреннему размышлению, к обсуждению и взаимодействию с другими людьми помогает технология развития критического мышления.

Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. 

         Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт.      

         Чтобы используемая технология дала результат, важно понимать :

цель технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в повседневной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.);

роль учителя:

  • ·направляет усилия учеников в определенное русло;

  • ·сталкивает различные суждения;

  • ·создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений;

  • ·дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы;

  • ·подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих.

В основе ТРКМЧПтрехфазная структура урока: вызов, осмысление и рефлексия.

Каждая фаза имеет свои задачи:

фаза вызова ( пробуждение интереса к предмету)

  • ·актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом

  • ·пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу

  • ·помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

фаза реализации смысла –(осмысление материала во время работы над ним):

  • ·получить новую информацию;

  • ·соотнести новую информацию с уже имеющимися знаниями и представлениями.

фаза рефлексии –(обобщение материала, подведение итогов):

  • ·самостоятельно обобщить изученный материал;
  • ·самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала (повторная проблематизация);
  • ·формировать личностное отношение к изученному материалу.
Технология предлагает разнообразные методические приёмы, остановлюсь на некоторых из них.
Приём «Концептуальная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Рассмотрим этот приём при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А. Крылова «Ворона и лисица» в 3 классе по учебнику Н.А.Чураковой
Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова
Название «Ворон и лисица» «Ворона и   лисица»
Герои басни  Ворон, лисица.  Ворона, лисица.
Композиция Мораль в конце басни. Мораль в начале басни.
Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…»
Можно ли прочитать по ролям? нет да
Каким языком написана басня? Прозаическим. Поэтическим.
Следующий приём ТРКМЧП, используемый на уроках - «Ромашка Блума»(или «Ромашка вопросов»). Читая произведение В.Берестова «Аист и Соловей», учащимся предлагается поработать в группах. Свои вопросы они записывают на лепестках. Вот пример одной из групп:
Простые вопросы: Где жил мудрый человек? Какие птицы прилетали к мудрецу?
Объясняющие вопросы: Почему мудрец научил Соловья петь, а Аиста- нет?
Уточняющие вопросы: Верно ли, что Соловей был очень воспитанной птицей? Что навело вас на мысль, что Соловья научат петь, а Аиста –нет?
Оценочные вопросы: Какие чувства возникли, когда к мудрецу прилетел Соловей? Что вы можете сказать о поведении Аиста?
Практические вопросы: Как бы вы поступили на месте Аиста?
Творческие вопросы: Что было бы, если бы Аист повёл себя по-другому? Что было бы, если бы в далёкой стране не жил старый мудрый человек?
         Рассмотрев наиболее часто используемые в своей работе приёмы технологии критического мышления, хочется отметить, что они способствуют лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной деятельности, активизируют деятельность учащихся на уроке. Дети учатся не только овладевать информацией, но и рассматривать её с различных точек зрения, критически оценивать, осмысливать, применять. Наблюдая за учениками во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой взгляд, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.
Литература:
1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. СПб, 2003

2.Заир-Бек С.И. Критическое мышление. М., 2002.
3.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2004. 175 с.